01015 Киев ул. Лаврская 16
+380 67 441 58 67
psichoanalitic@gmail.com

Наше желание жить

Психоаналитик

Болезнь — это не чисто физическая проблема, это проблема всего человеческого существа, состоящего не только из его тела, но разума и эмоций. Эмоциональное и интеллектуальное состояние играет существенную роль как в восприимчивости к болезням, включая рак, так и в избавлении от них. Активное и позитивное участие пациентов и их близких может повлиять на ход болезни, результаты лечения и качество их жизни.

Пусковыми элементами в развитии заболеваний наиболее часто становятся следующие психосоциальные факторы: социальная неустроенность, изменение социального статуса, урбанизация, географическая и социальная мобильность, неблагоприятная ситуация трудовой занятости, недовольство работой, драматические жизненные события (потеря близких, скорбь, отчаяние, депрессия и безнадежность). Выраженность реакции человека зависит от того, какое значение он придает событию; от умения адекватно реагировать и возможностей его психики переработать стресс. Доказано, что учащение заболеваемости всегда происходит при изменении эмоционального равновесия, когда люди воспринимают свою жизненною ситуацию как неудовлетворительную, угрожающую, невыносимую, конфликтную и не в состоянии самостоятельно справиться с ней.

Причины возникновения рака

Рак может вызываться канцерогенными веществами, генетической предрасположенностью, радиацией или, возможно, неправильным питанием. На самом же деле ни один из перечисленных факторов сам по себе не может служить достаточным объяснением того, почему один человек заболевает раком, а другой — нет.

Если бы между воздействием вредных факторов и раком существовала непосредственная причинно-следственная связь, то увеличение воздействия этих факторов вызывало бы увеличение заболеваемости раком. Хотя обширная статистика и свидетельствует в пользу этой версии, все же огромное большинство людей, подвергающихся воздействию вредных факторов, так и не заболевает, а те, кто явно не был подвергнут особо сильному воздействию, заболевают, несмотря ни на что. Другими словами, одного воздействия вредных факторов еще недостаточно, чтобы вызвать рак, и наоборот, уменьшение их воздействия не может автоматически предохранить от рака.

Нервная система человека создавалась в результате миллионов лет эволюции. В течение большей части существования человека на Земле требования, предъявляемые к его нервной системе, отличались от того, что диктует нам современная цивилизация. Выживание первобытного человека зависело от его способности быстро определить степень угрозы и решить, надо ли в этой ситуации драться или убегать. Как только нервная система воспринимает внешнюю угрозу, наше тело моментально на нее реагирует (с помощью изменений в гормональном балансе) и готово действовать соответствующим образом. Однако жизнь в современном обществе часто требует от нас подавления такой реакции. Часто бывает так, что с социальной точки зрения нельзя ни «драться», ни «убегать», поэтому мы учимся эти реакции подавлять. Мы подавляем их постоянно — когда допускаем какую-то ошибку, слышим неожиданный гудок машины, стоим в очереди, опаздываем на автобус и т. д.

Человеческий организм устроен таким образом, что, если сразу после стресса следует физическая реакция на него — человек «бежит» или «дерется» — стресс не наносит ему большого вреда. Но когда психическая реакция на стресс не получает разрядки из-за возможных социальных последствий «драки» или «побега», то в этом случае в организме начинают накапливаться отрицательные последствия стресса. Это так называемый «хронический стресс», стресс, на который организм соответствующим образом своевременно не отреагировал. И именно такой хронический стресс, как это все больше и больше признается учеными, играет очень важную роль в возникновении многих болезней. Хронический стресс угнетает иммунную систему, которая ответственна за нейтрализацию (разрушение) раковых клеток и патогенных микроорганизмов. Мы ощущаем стресс не только в тот момент, когда переживаем определенное событие, способствующее формированию отрицательных эмоций, но, и каждый раз, когда вспоминаем об этом событии. Подобное «отсроченное» воспоминание и связанное с ним напряжение могут оказывать сильное отрицательное воздействие на естественные защитные системы организма.

Уровень эмоционального стресса, вызванного внешними событиями, зависит от того, как конкретный человек эти события интерпретирует и переживает.

Психические предпосылки раковых заболеваний

Рак свидетельствует о том, что где-то в жизни человека имелись нерешенные проблемы, которые усилились или осложнились из-за серии стрессовых ситуаций, произошедших в период от полугода до полутора лет до возникновения рака. Типичная реакция онкологического больного на эти проблемы и стрессы заключается в ощущении своей беспомощности, в отказе от борьбы. Эта эмоциональная реакция приводит в действие ряд физиологических процессов, которые подавляют естественные защитные механизмы организма и создают условия, способствующие образованию атипичных клеток.

Люди обратили внимание на связь рака с эмоциональным состоянием человека уже более двух тысяч лет тому назад. Можно даже сказать, что как раз пренебрежение этой связью является относительно новым и удивительным. Почти два тысячелетия тому назад, во II веке нашей эры, римский врач Гален обратил внимание на то, что жизнерадостные женщины реже заболевают раком, чем женщины, часто находящиеся в подавленном состоянии. В 1701 г. английский врач Гендрон в трактате, посвященном природе и причинам рака, указывал на его взаимосвязь с «жизненными трагедиями, вызывающими сильные неприятные эмоции и горе».

Обратившись к мифологии, мы можем, воспользовавшись именем бога Асклепия, понять важность вскрытия конфликта, который подавляет психику человека. Согласно легенде, отцом Асклепия был Аполлон, а матерью — нимфа Коронида. Эта женщина, забеременев, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донес об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины сжигали на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон извлек из её чрева младенца Асклепия (это имя и значит «вскрытый») и отдал его на воспитание кентавру Хирону, который научил его медицине. Асклепий превзошел всех в искусстве врачевания, и своего учителя в том числе. Потом стал сам учить других этому искусству. Он совершал воскрешения умерших с помощью крови из правой половины тела Медузы Горгоны, которую получил от Афины. Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушившего мировой порядок. Зевс согласился с тем, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия. Аполлон отмстил за смерть сына, перебив циклопов. Но, великий врач, Асклепий, соизволением мойр вернулся из царства мертвых и стал богом врачевания.

У Асклепия были сыновья Телесфор, Подарилий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини – Гигея («здоровье», гигиена), Панацея («всецелительница») и Иасо («лечение»).

Предположительно, Асклепию принадлежит и символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши (кубка, бокала, рюмки) со склонившейся на ней змеёй: яд, попадая в чашу, как метафору человека, превращается в противоядие.

Из этого мифа мы можем сделать вывод, что человеку надо сделать движение к жизни самому, чтобы превратить яд в противоядие.

С чего начинается болезнь, что заставляет человека остановиться на своем пути?

Незадолго до начала развития болезни у многих людей утрачиваются значимые эмоциональные связи. Все они относятся к психическому типу, склонному связывать себя с каким-то одним объектом или ролью (с человеком, работой, домом), а не развивать собственную индивидуальность. Когда этому объекту или роли, с которыми человек себя идентифицирует, начинает угрожать опасность или они просто исчезают, то такие пациенты оказываются словно в пустоте наедине с собой, и при этом у них отсутствуют навыки, позволяющие справляться с подобными ситуациями. Для онкологических пациентов свойственно ставить на первое место интересы окружающих. Рак еще можно назвать симптомом наличия в жизни больного неразрешенных и кажущихся неразрешимыми проблем.

Что такое раковая опухоль? Почему в определенный момент часть человеческого организма «сходит с ума» и начинает пожирать окружающие ее здоровые ткани? Принимая за данность, что запрограммировать человека на самоуничтожение может только его собственная психика, мы встаем перед необходимостью найти психологическую причину этой фатальной деструкции. Обращаясь к определениям онкологического заболевания в терминологии психосоматических теорий, мы будем сталкиваться с такими формулировками, как «сгусток» негативных эмоций, «камень» на душе, «проглоченная обида» и прочие ассоциативные образования к слову «опухоль». По сути, все верно, только недостаточно глубоко. Все эти формулировки являются не сутью опухолевого процесса, а его признаками.

Давайте посмотрим, что стоит у истоков

У грудных детей особенное восприятие самих себя и мира, в силу которого окружающие новорождённых объекты, и они сами не ощущаются целостными, а внутреннее не отделено от внешнего. Таким образом, мир ребенка дробится на парциальные объекты, например, мать состоит из множества «материнских объектов» — лицо, глаза, руки, грудь и т.д. И каждый такой объект, в свою очередь, делится на «хороший» и «плохой». Если объект доставляет удовольствие, то младенец воспринимает его как «хороший», а если же объект становится источником фрустрации, недовольства, то он «плохой», атакующий, враждебный. Например, если ребенка мучает голод, он воспринимает это чувство как нападение «плохой» части. Если младенца перекармливают, то это также воспринимается как «плохая», агрессивная, преследующая часть. Ощущения удовольствия, комфорта, безопасности переживаются как взаимодействие с хорошим объектом.

Если «плохой» опыт младенца преобладает над «хорошим», у него усиливается агрессия в форме влечения к смерти, которое вступает в конфликт с влечением к самосохранению, влечением к жизни. В своих фантазиях ребенок стремится удерживать «хорошие» и «плохие» объекты раздельно, иначе «плохие» могут испортить «хорошие», смешавшись с ними.

Это преходящий этап развития, и со временем у детей формируется способность интегрировать парциальные объекты в целостный образ и отделять себя от окружающего мира. Однако, следы этого способа мышления, мировосприятия, остаются у нас и во взрослом состоянии, особенно если мы были травмированы на ранних этапах развития и «застряли» на грудничковом этапе эмоционального реагирования. В этой привычке расщеплять объекты на плохие и хорошие человек приписывает другому свои «плохие» качества и за это испытывает к нему враждебность, а затем и чувства вины за это.

Или любимый, жизненно необходимый объект полностью освобождается от негатива и враждебности, идеализируется, возносится на недосягаемую высоту. А его плохие качества присваиваются себе, поглощаются, «проглатываются». И тогда, направленная на обожаемое существо агрессия разворачивается на его плохие части, размещенные внутри себя, превращается в аутоагрессию. Это способ обеспечить безопасность и самому любимому объекту, и отношениям с ним, но очень высокой ценой, ценой собственной жизни.

Задача психотерапии в такой ситуации состоит в восстановлении целостности объектов и равновесия между внутренним и внешним объектными мирами. А именно, восстановление внешней «плохой» части объекта, и перенаправление агрессии изнутри наружу, на отрицательные, нападающие части реально существующего и проявляющего агрессию человека. Основными и очень сильными противниками терапевта здесь выступают страх потери любви объекта и страх потери контроля над этой любовью. Ведь, предоставляя себя для пожирания, больной бессознательно обеспечивает себе привязанность объекта, его присутствие возле себя, «прикармливает» его собой. И нет гарантии, что при выборе между жизнью (излечением) и любовью смыслообразующего лица больной выберет жизнь. На этом этапе становится очень важна работа по уравновешиванию внутреннего «плохого» объекта «хорошим». Здесь движение может осуществляться в двух формах — как психологической — в форме интеграции хороших частей объекта во внутренний объектный мир пациента, так и соматической — как восстановление, реставрация иммунитета в организме. Иммунитет на соматическом уровне выступает противовесом онкологического процесса и символизирует «хорошую», обеспечивающую безопасность и стимулирующую самосохранение части любимого объекта.

Желание жить

Есть пациенты, которые гораздо лучше, чем другие, поддаются лечению. При опросе таких пациентов было обнаружено, что в их ответах была одна общая черта: у всех были очень серьезные причины, чтобы жить, они могли эти причины подробно изложить и считали, что именно стремление добиться выполнения какой-то определенной цели лежало в основе их успешного лечения. Эти задачи или причины были самыми разными — от сильного желания выполнить какое-то важное деловое обязательство или проконтролировать сбор урожая текущего года до необходимости передать какие-то знания своим детям, чтобы облегчить им вступление во взрослую жизнь. Какими бы ни были эти цели, все они имели для пациентов особое значение — очевидно, достаточно существенное, чтобы утвердить их желание жить. Твердое, уверенное желание достичь важных для данного человека целей может стать источником внутренней силы, особенно необходимой онкологическим больным для восстановления здоровья. Преобразуя свои эмоциональные, интеллектуальные и физические потребности в жизнеутверждающее поведение, они снова возвращаются к жизни. Воля к жизни становится сильнее, когда у человека есть, ради чего жить. Однако, ложный оптимизм не помогает. Именно потеря интереса к жизни играет решающую роль в воздействии на иммунную систему и может через изменения гормонального равновесия привести к повышенному производству атипичных клеток. Это состояние создает физические предпосылки для развития рака. Самым лучшим лекарством от рака является радость жизни, настоящая, неподдельная. И усилия психотерапевта могут быть направлены на возвращение «вкуса жизни» путем проработки внутренних конфликтов личности.

Принятие знания «я умру, я и ты знаем это, но ничего сделать не можем» подталкивает к изучению других гипотез: как продолжать жить, зная, что рано или поздно в любом случае это прекратится у каждого человека? Несмотря на неотвратимость смерти, надо поддерживать в себе желание жить до конца, не проводить работу скорби по себе. Надо не отступать от своего желания жить.

Помощь психотерапевта людям с тяжелым заболеванием и их близким.

Кто-то потерял из-за рака кого-то из близких или же просто слышали об ужасах этого заболевания.  Кто-то столкнулся с заболеванием раком сам.

Одной из основных особенностей таких больных является то, что их отчаяние не имеет выхода, они переживают его «в себе». Они не способны излить свою боль, гнев или враждебность. Их характеризует невозможность открыто выражать враждебные чувства, отреагировать свою боль. Многим онкологическим больным бывает трудно выражать отрицательные эмоции. Они испытывают необходимость всегда казаться хорошими. Окружающие обычно считают онкологических больных необыкновенно хорошими людьми. Внешне может показаться, что им удается приспособиться к постигшему их несчастью. Они продолжают изо дня в день выполнять свои обязанности, но жизнь уже потеряла для них свой «вкус», из нее ушли энергия и смысл. Создается впечатление, что ничто больше не удерживает их в этой жизни.

Безусловно, можно смириться, согласиться жить сколько отпущено. Но можно найти опору для обретения смыслов, продолжающих существовать в жизни помимо болезни.

Очень важно, когда рядом с онкологическим больным находится другой человек. Не всегда это может быть кто-то близкий, которому самому может понадобиться помощь для переживания горя, постигшего его дорогого человека.

Психотерапевт может стать той опорой, которая будет способствовать преодолению чувства безнадежности пациента, поиску новых ответов в вопросах о смысле жизни, смысле болезни.

Настройка пациента на общение с партнером, детьми, семьей, друзьями и знакомыми выведет его из социальной изоляции.

Стрессовую ситуацию возможно преодолеть, проанализировав травматические моменты, влияющие на пациента.

Гнев и отвержение болезни, просьбы к врачам об исцелении, депрессия и примирение – вот составляющие того пути, который необходимо пройти тяжело больному человеку, того пути, на котором всегда рядом будет поддерживающее плечо и ободряющее слово другого, идущего вместе с ним. Не каждый справится с такой задачей, так как надо быть уверенным в себе, спокойным и терпеливым. Ведь мы часто реагируем на происходящее, исходя из реакций значимых для нас людей. Если другой спокоен и уверен, то я тоже могу быть таким, я могу прожить ту жизнь, которая мне осталась, радуясь ей, а не испытывая постоянный страх неизбежности смерти.

Хотелось бы еще сказать о родственниках онкологического больного, которые часто сталкиваются с желанием сделать как лучше, оставляя выбор способа лечения за собой, а не за самим человеком. Возможно, присоединение к его решению будет лучшим выходом из создавшейся ситуации. Это его жизнь, безусловно, мы будем переживать горечь утраты дорогого человека, но можно научиться переживать ее без вины за то, что сделал что-то не так.

Отпустить и помнить любовь – этот выход нам показывает искусство кино. Фильмы «Сладкий ноябрь» и «Осень в Нью-Йорке» — истории любви и пути преодоления горя.